,

Магистры сочных наук

29 марта 2010, 14:50
Зарубежные концерны уже поделили между собой российские рынки пива, сладостей и сигарет. Скоро закончат раздел рынка соков. В нынешнем году у нас останется только два крупных производителя таких напитков. Это... «Пепси-кола» и «Кока-кола». В связи с этим эксперты опасаются, что цены вырастут, а полезные свойства соков упадут до уровня газировки.

Акционеры-разбойники

«Кока-кола» и «Пепси», хотя и прославились своими шипучками, треть доходов получают за счет более полезных напитков. Они давно подмяли под себя половину производства соков в США и Европе. Правда, в России до недавнего времени дела у них шли так себе, потому что отечественный «сочный пирог» крепко держала в руках «Большая четверка».

Это четыре отечественных предприятия: липецкий соковый гигант «Лебедянский», питерский «Мултон», а также новосибирский «Нидан» и московский «Вимм-Билль-Данн». Четверка закалилась в рыночных сражениях и не собиралась за просто так сдавать позиции иностранцам. Тем более что неизвестно еще - кто круче.

Взять хотя бы историю «Лебедяни», которая из маленького цеха доросла до крупнейшего производителя соков в Восточной Европе. «В начале 1990-х гг. в Липецке было два соковых завода. Первый - флагман отрасли «Прогресс», которому еще советское правительство Николая Рыжкова поставило четыре новейших итальянских пресса. И крохотная «Лебедянь» - консервный заводик», - рассказывает эксперт Ассоциации производителей безалкогольных напитков Андрей Самохин. По его словам, в «Прогрессе» на «Лебедянь» смотрели свысока. Но у одних прогрессировала звездная болезнь, а другие занимались развитием производства. А потом выросли и... купили стагнирующий «Прогресс» с потрохами. Теперь это маленький цех большой «Лебедяни».

Все четыре соковые компании, как умели, продирались через тернии к звездам. Зато и приз оказался внушительным, потому что последние 10 лет отрасль развивалась потрясающими темпами. За это время потребление соков увеличилось в шесть раз - до 34 л на человека в год. По этому показателю мы превзошли многие европейские страны. Так что фруктовый конвейер разгонялся все быстрее, и в прошлом году соковые заводы совместными усилиями разлили по пакетам 2,5 млрд. л напитков. Это в пять раз больше, чем выпускали в СССР. В 2009 г. продажи соков принесли производителям 110 млрд. рублей. Для сравнения: примерно такую же сумму население потратило на покупку сотовых телефонов.

Пластиковые напитки

Так что иностранным «газировщикам» было на что облизываться. Надо сказать, слюнки текли давно: первую попытку подобраться к нашему соковому рынку «Кока-кола» и «Пепси» предприняли еще в середине 1990-х годов. Но тогда их подвела алчность: вместо того чтобы открыть собственное производство, они договорились о разливе соков под своими марками на отечественных предприятиях. При этом розничную цену установили в 2-3 раза выше, чем на аналогичные российские соки. Неудивительно, что товар не пользовался особым спросом.

Поэтому на второй раз решили зайти с черного хода. «Кока-колу» и «Пепси» по-прежнему не привлекает идея строительства производств. Они решили прийти на готовое и принялись наперегонки скупать российских производителей. Первым пал третий по величине производитель соков - «Мултон». В 2005 г. его акционеры открыли второе предприятие в подмосковном Щелково, а затем быстро продали бизнес «Кока-коле».

«Пепси» решила взять реванш. С ответом тянули четыре года, зато удар получился мощным: в марте 2008 г. злейший конкурент «Кока-колы» объявил о покупке «Лебедянского». К тому времени линии двух его заводов доросли до мощности в 1 млрд. л сока в год.

Мяч вновь оказался на стороне «Кока-колы». Видимо, после известия о сделке с «Лебедянью» она пребывала в большой растерянности, потому что совершила странный маневр. «Кола» в пожарном порядке выкупила подмосковный завод безалкогольных напитков «Аква Вижн». К моменту заключения сделки это предприятие с новейшими немецкими линиями не проработало ни дня. Проблема в том, что его бывшие владельцы сделали ставку на разлив соков не в пакеты, а в пластиковую тару. Они рассчитывали сэкономить на упаковке, но оказалось, что «пластиковые» соки продаются плохо. Так что «Аква Вижн», хотя теоретически и способен выпускать 300 млн. л сока в год, на деле повис на шее у «Кока-колы» мертвым грузом.

Поэтому ей волей-неволей пришлось присматриваться к новой покупке. Выбор невелик - на выданье остались только «Нидан» и «Вимм-Билль-Данн». По данным наших источников, «Кока-кола» в полушаге от сделки с «Ниданом». Скорее всего, о покупке объявят в ближайшие недели. После чего доли «Кока-кола» и «Пепси» на соковом рынке сравняются. При этом возникнет классическая олигополия: две компании будут производить 70% отечественных соков.

Газированные прибыли

Чем олигополия обернется для потребителей? Эксперты опасаются, что с соками произойдет то же, что уже случилось с пивом. Отечественный рынок пенного напитка полностью контролируют четыре международных концерна. Трудно сказать, есть ли между ними ценовой сговор. Но факт в том, что известные международные марки пива, выпущенные в России, стоят в 2-3 раза дороже, чем то же пиво, произведенное в Европе.

С соками складывается аналогичная ситуация. Они и без того - слишком дорогие. В принципе выпуск таких напитков - дело нехитрое, он не сложнее производства газировки, которую получают, разбалтывая карамель в воде. Все производители соков закупают концентрат у одних и тех же поставщиков, затем разводят его водой в пропорции четыре к одному (а то и семь к одному) - так и получают «стопроцентный» сок в пакетах. «Рынок сырья глобализирован. В мире несколько крупных поставщиков, которые сотрудничают практически со всеми, в том числе и с российскими производителями соков», - признает исполнительный директор ОАО «Лебедянский» Магомет Тавказаков.

Разумеется, прибыли производителей при этом зашкаливают. Например, биржевая стоимость килограмма концентрата апельсинового сока - от 50 центов до 1 доллара. Из этого килограмма получают не менее пяти литров сока. Выходит, что себестоимость литрового пакета - 8-12 руб., включая упаковку. Тем временем, по подсчетам компании «Бизнес-аналитика», розничная цена литра «стопроцентного» сока в среднем по России - 40 рублей. Иными словами, у этого напитка - огромный запас для удешевления. Но, после того как рынок поделят два транснациональных концерна, надежды на снижение цен станут призрачными.

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.

Также вас может заинтересовать

Импортеры могут поднять цены на фруктовое сырье
11 мая 2010, 14:53
Соков в России стали пить меньше. За прошлый год их потребление на душу населения снизилось на 14-16%. Это больше, чем общее падение по рынку безалкогольных напитков. Средняя цена на соки выросла на 12%. Это привело к тому, что в структуре спроса более дешевые соки и нектары по цене до 40 руб. за...


Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

 

Недавние ответы: